в\ч 24026, 692 ОДКБ, Саланг

 

На основании  Директивы  Генерального Штаба Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик  № 3140389 от 16.04.80 года на основе 543-ей дорожно-испытательной базы в городе Кашира был сформирован дорожно-комендантский батальон ,войсковая часть полевая почта 24026.В состав войск Краснознамённого Туркестанского Военного Округа батальон был направлен тремя эшелонами 8 мая 1980 года. Государственная граница с Демократической Республикой Афганистан была пересечена с 01.06.1980 года по понтонному мосту.

В  состав батальона входили три дорожно-строительные и одна дорожно-комендантская роты. Управление батальона, 1-ая дорожно-строительная рота и дорожно-комендантская рота расположились в населенном пункте Чаугани, где был развернут диспетчерский пункт и установлена радиосвязь со штабом тыла 40-ой армии. 2-ая дорожно-строительная рота, совершив марш в н.п. Пули- Хумри, получила задачу осуществить строительство подъездов и площадок для 59-ой армейской бригады материального обеспечения. 3-ая дорожно-строительная рота, прибыв в н.п. Кундуз, получила задачу начать восстановление и строительство автомобильных дорог от н.п. Кундуз к н.п. Шерхану, н.п. Ташкургану и н.п. Термезу. В н.п. Кундуз также разместились отдельная инженерно- саперная рота и отдельная автотранспортная рота (около 80 самосвалов ММЗ).Таким образом было положено начало для дорожного обеспечения 40-ой армии силами воинской части дорожных войск — 692-го отдельного дорожного батальона.

14 января 1981 года был издан приказ командующего 40-ой армии, направленный на повышение роли и ответственности дорожно-комендантской службы.

В соответствии с директивой штаба ТуркВО 692 отдельный дорожный батальон был в июне 1982 года переведен на штат отдельного дорожно- комендантского батальона (одкб): две дорожно-комендантские и две дорожные роты. Весь батальон был передислоцирован на перевал Саланг и размещен гарнизонами от населенного пункта Душак до населенного пункта Калавуланг. При этом были определены более четкие требования к организации движения на перевале Саланг.

1 апреля 1983 года 692 ОДКБ вошёл в 278-ю  Дорожно-Комендантскую Бригаду.На батальон легла обязанность по обслуживанию Дорожно-Комендантского участка №2 : н.п. Чаугани — перевал Саланг — н.п. Калавуланг. Командный Пункт батальона — северный портал тоннеля Саланг (с ноября 1986 г. — н.п. Шауль). На Дорожно-Комендантском Участке батальона распологалось 4 Диспетчерского Пункта ( ДП-200 н.п. Шауль,ДП -201 н.п. Душак,ДП-202 Южный портал,ДП-203 н.п. Калавуланг). Протяженность участка ответственности батальона составляла 40 километров.

Реализацию поставленной задачи личный состав выполнял в крайне сложных климатических условиях,на высотах более 3000 метров над уровнем моря.Сильно разряженный воздух,резко меняющаяся погода,при такой погоде необходимая для схода лавин снежная масса (глубина 60-90 см) накапливалась на склонах за несколько десятков минут.Колонны часто приходилось буквально проталкивать  даже под угрозой схода лавин. К сожалению, были случаи, когда транспортную или дорожную технику сбрасывало лавиной в пропасть. За сутки обильного выпадения снега на участке дороги протяженностью 40 км сходило до 30 лавин различной мощности, сметая на своем пути машины, людей, строения, орудия,и это всё в купе с постоянной угрозой нападения противника.Часто выходили из строя техника и оборудование, но личный состав  своим героическим трудом, часто с риском для жизни обеспечивали доставку нашим частям и подразделениям боеприпасов и других необходимых грузов, а южные провинции страны буквально спасали от голода.

Многие офицеры и бойцы награждены боевыми орденами и медалями. К огромному сожелению не обошлось без потерь ,как санитарных, так и безвозвратных.За всё время нахождения на территории Афганистана 021-ми батальон потерял 44человека. 

692 одкб в составе 278 ДКБр в феврале 1989 года одним из последних подразделений Ограниченного контингента Советских войск покинул территорию Республики Афганистан.

 

Командиры бригады